Учебник Психологии

11.4 Особенности изобразительного языка художник

Чистякова: «Эффект, колорит — это все вспомогательные средства. Ими нужно уметь пользоваться в меру. Без идей нет высокого, поэтому все — краски, свет и прочее — должно быть подчинено смыслу в серьезной картине». Отмечая, что некоторые художники пренебрегают усвоением законов и правил рисунка, композиции и т. п., О. Роден пишет: «Искусство — это только чувство. Но без знаний объемов, пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано. Что станет с величайшим поэтом в чужой стране, язык которой ему будет незнаком? А в новом поколении художников много таких поэтов, которые отказываются, к несчастью, учиться говорить. Поэтому, они ограничиваются лепетанием».

Необходимо отметить, что понятие «изобразительный язык» толкуется неправильно иногда даже художниками. Считается, что изобразительный язык художника — это отдельные приемы, методы работы мастера, отдельные штрихи, мазки, способы их нанесения и только. Как мы видим, в этом случае недооцениваются или вовсе игнорируются основные, решающие компоненты изобразительного языка — композиция, рисунок, колорит. Такое неправильное понимание смысла изобразительного языка сужает, обесценивает значение и возможности изобразительного языка.

Что касается индивидуального почерка художника, приемов его работы, технических особенностей его работы, то все эти факторы обусловливаются, в первую очередь, необходимостью владеть рисунком, композицией, колоритом, которые каждый мастер в силу своего индивидуального опыта применяет по-разному для основной, общей для всех художников задачи — как лучше все это применить для более выразительного изображения.

Таким образом, изобразительный язык каждого художника предусматривает единство освоения художником общих элементов изобразительного языка (рисунок, композиция, колорит, приемы работы карандашом, кистью и т. п.) и индивидуального, а значит, своеобразного применения всех указанных элементов изобразительного языка каждым художником на практике.

Наряду с выразительностью для характеристики изобразительного языка большое значение имеет доступность его для понимания, его простота. Говоря о простоте изобразительного языка, следует заметить, что под этим надо понимать не упрощенное изображение предметов и объектов действительности, которое часто наблюдается у формалистов, и доходящее, например, у кубистов до примитивного, искаженного изображения реального мира (человек — цилиндр, голова — квадрат или шар), а такое сочетание всех частей и элементов изобразительного языка, которое в целостности дает возможность доходчиво и легко усвоить изображенное зрителем, легко понять смысл изображенного. Такая простота изобразительного языка предполагает и быстрое донесение до зрителя тех чувств, настроений, переживаний, которые испытывал сам художник при создании данного произведения. Причем простота изобразительного языка не совпадает с простотой технического исполнения. Чаще всего сложная техника исполнения художественного произведения как раз и обусловливает простоту, доступность изобразительного языка. В свою очередь сложная, совершенная, а нередко и мастерская техника исполнения произведения искусства требует огромного и огромного труда.

 

Развитие речи у детей

В первые же месяцы жизни ребенок начинает издавать звуки, прислушиваться к голосам взрослых. В 5—6 месяцев ребенок уже различает голоса взрослых, своих родителей и посторонних. К концу первого года ребенок произносит первые осмысленные слова. Однако в этот период преобладает пассивная речь, т. е. ребенок понимает, смысл, но произносит небольшое количество слов. Ребенок одного-двух лет обычно выражает свои мысли отдельными словами, ему еще недоступны связные предложения.

К трем годам наблюдается усваивание ребенком звуковой стороны языка. Закономерностью усвоения звуков в этом возрасте является затруднение в произношении шипящих и р («хоцю» — хочу, «лоза» — роза), сокращение слов, превращение сочетания согласных в простые слоги, смягчение согласных. В трехлетнем возрасте дети уже пользуются склонением и спряжением.

Дальнейшее развитие речи у дошкольника обусловливается интенсивным накоплением словарного запаса, более широким общением со взрослыми, другими детьми, активной деятельностью (игровой, познавательной). Старший дошкольник, еще не зная никаких правил грамматики, сам правильно говорит и может исправлять ошибки в речи других.

123[4]5
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.