11.4 Особенности изобразительного языка художник
Чистякова: «Эффект, колорит — это все вспомогательные средства. Ими нужно
уметь пользоваться в меру. Без идей нет высокого, поэтому все — краски, свет и
прочее — должно быть подчинено смыслу в серьезной картине». Отмечая, что некоторые
художники пренебрегают усвоением законов и правил рисунка, композиции и т. п.,
О. Роден пишет: «Искусство — это только чувство. Но без знаний объемов,
пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано. Что
станет с величайшим поэтом в чужой стране, язык которой ему будет незнаком? А в
новом поколении художников много таких поэтов, которые отказываются, к
несчастью, учиться говорить. Поэтому, они ограничиваются лепетанием».
Необходимо
отметить, что понятие «изобразительный язык» толкуется неправильно иногда даже
художниками. Считается, что изобразительный язык художника — это отдельные
приемы, методы работы мастера, отдельные штрихи, мазки, способы их нанесения и
только. Как мы видим, в этом случае недооцениваются или вовсе игнорируются
основные, решающие компоненты изобразительного языка — композиция, рисунок,
колорит. Такое неправильное понимание смысла изобразительного языка сужает,
обесценивает значение и возможности изобразительного языка.
Что касается
индивидуального почерка художника, приемов его работы, технических особенностей
его работы, то все эти факторы обусловливаются, в первую очередь,
необходимостью владеть рисунком, композицией, колоритом, которые каждый мастер
в силу своего индивидуального опыта применяет по-разному для основной, общей
для всех художников задачи — как лучше все это применить для более
выразительного изображения.
Таким образом,
изобразительный язык каждого художника предусматривает единство освоения
художником общих элементов изобразительного языка (рисунок, композиция,
колорит, приемы работы карандашом, кистью и т. п.) и индивидуального, а значит,
своеобразного применения всех указанных элементов изобразительного языка каждым
художником на практике.
Наряду с
выразительностью для характеристики изобразительного языка большое значение
имеет доступность его для понимания, его простота. Говоря о простоте
изобразительного языка, следует заметить, что под этим надо понимать не
упрощенное изображение предметов и объектов действительности, которое часто
наблюдается у формалистов, и доходящее, например, у кубистов до примитивного,
искаженного изображения реального мира (человек — цилиндр, голова — квадрат или
шар), а такое сочетание всех частей и элементов изобразительного языка, которое
в целостности дает возможность доходчиво и легко усвоить изображенное зрителем,
легко понять смысл изображенного. Такая простота изобразительного языка
предполагает и быстрое донесение до зрителя тех чувств, настроений,
переживаний, которые испытывал сам художник при создании данного произведения.
Причем простота изобразительного языка не совпадает с простотой технического
исполнения. Чаще всего сложная техника исполнения художественного произведения
как раз и обусловливает простоту, доступность изобразительного языка. В свою
очередь сложная, совершенная, а нередко и мастерская техника исполнения
произведения искусства требует огромного и огромного труда.
Развитие речи у детей
В первые же
месяцы жизни ребенок начинает издавать звуки, прислушиваться к голосам
взрослых. В 5—6 месяцев ребенок уже различает голоса взрослых, своих родителей
и посторонних. К концу первого года ребенок произносит первые осмысленные
слова. Однако в этот период преобладает пассивная речь, т. е. ребенок понимает,
смысл, но произносит небольшое количество слов. Ребенок одного-двух лет обычно
выражает свои мысли отдельными словами, ему еще недоступны связные предложения.
К трем годам
наблюдается усваивание ребенком звуковой стороны языка. Закономерностью
усвоения звуков в этом возрасте является затруднение в произношении шипящих и р
(«хоцю» — хочу, «лоза» — роза), сокращение слов, превращение сочетания
согласных в простые слоги, смягчение согласных. В трехлетнем возрасте дети уже
пользуются склонением и спряжением.
Дальнейшее
развитие речи у дошкольника обусловливается интенсивным накоплением словарного
запаса, более широким общением со взрослыми, другими детьми, активной
деятельностью (игровой, познавательной). Старший дошкольник, еще не зная
никаких правил грамматики, сам правильно говорит и может исправлять ошибки в
речи других.
|
 |
 |