Учебник Психологии

1.2 Задачи советской психологии

Изучением психических проявлений масс, социальных групп, коллективов (настроения, общественное мнение и т. п.), формирующихся в процессе общения людей, изучением психологических закономерностей взаимоотношения личности и коллектива занимается социальная, или общественная, психология.

 Предметом исследования психологии труда являются психологические особенности трудовой деятельности человека. Научно-технический прогресс в нашей стране, все более тесное сближение науки с производством определяют актуальность этой отрасли психологии.

Инженерная психология изучает психологию взаимодействия человека и машины. Внимание при этом уделяется психологическому обоснованию конструирования машин и технических конструкций, исследованию психологии восприятия и усвоения человеком технической информации, изучению психологических особенностей управления автоматизированным производством. Психология искусства изучает психологические закономерности создания произведений искусства, психологические компоненты

/творческой деятельности художников, писателей, музыкантов, артистов. Она исследует особенности художественного мышления, развитие художественного восприятия, а также ставит задачу раскрыть закономерности воздействия произведений искусства на возникновение и формирование различных чувств (рис. 1—3).

Одной из основных задач психологии искусства является психологическое обоснование художественного, эстетического воспитания средствами искусства, раскрытие психологических компонентов литературных, музыкальных и художественных способностей. В задачу психологии искусства входит и изучение психологического воздействия искусства на формирование личности, на формирование мировоззрения, убеждений, идеалов личности. «Советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира», — говорится в Программе Коммунистической партии Советского Союза.

Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека — конструкторской, литературной, изобразительной. Анализ психологии творчества дает возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса. Вопросами исследования психологии обучения и воспитания спортсменов занимается психология спорта. В круг задач психологии спорта входит и раскрытие психологических закономерностей формирования волевых и нравственных качеств личности спортсмена, необходимых для завоевания побед на спортивных соревнованиях, изучение психологических основ овладения спортивными навыками и умениями.

Новой отраслью психологии является космическая психология, изучающая вопросы психологической подготовки космонавтов. Особое внимание уделяется психологическому раскрытию моральной и волевой подготовки космонавтов, изучению их психологического состояния в моменты невесомости и максимальных нагрузок (на старте, в полете, при посадке). На основе этого изучения составляются психологически обоснованные методы тренировки космонавтов в земных условиях.

 

Рис. 2. П. П. Федотов Свежий кавалер

Военная психология исследует психологию человека в условиях военного времени, во время боя. Важнейшая задача военной психологии — разработка психологических обоснований военного обучения и воспитания.

Различные отклонения от нормального психического развития человека, разнообразные формы нарушения нормальной психической деятельности личности изучает патологическая психология.

Перечисленные основные направления советской психологии и задачи, стоящие перед ней, свидетельствуют о важном значении психологической науки в эпоху развернутого строительства коммунизма в нашей стране.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.