Учебник Психологии

1.2 Задачи советской психологии

В настоящее время роль психологии как науки значительно возрастает. Психология широко используется в самых различных сферах теоретической и практической деятельности человека, во многих -областях науки, искусства, народного хозяйства. Каковы же задачи советской психологии?

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Законы психологии раскрывают процесс отражения реального мира в коре головного мозга, показывают, как человек познает окружающую действительность и как формируются психические свойства личности. Психология изучает закономерности формирования психического облика личности человека в зависимости от конкретного влияния условий жизни, обучения и воспитания. Изучение любого психического процесса осуществляется в единстве с физиологическими процессами, являющимися внутренним механизмом отражательной деятельности мозга.

Отрасль психологии, изучающая общие закономерности психической деятельности человека, называется общей психологией. Изучением общих закономерностей отражательной деятельности психики занимается и зоопсихология (сравнительная психология), предметом исследования которой является психическая деятельность животных, начиная с простейших (инфузории, амебы) и кончая человекообразными обезьянами.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности развития психики человека. Особое внимание из всех возрастов (младенческий, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый и старческий) уделяется дошкольному и школьному. Раскрытие особенностей психологии дошкольников и школьников — важнейшая задача современной психологии. Закономерности психической деятельности учащихся и педагогов в процессе обучения и воспитания изучает педагогическая психология. Причем исследуются психологические особенности обучения и воспитания не только учащихся в общеобразовательной школе, но и детей в яслях и детских садах, учащихся в технических училищах, в техникумах, спецшколах, в вузах, на производстве и т. д.

Особой задачей педагогической психологии является выяснение психологических закономерностей наиболее успешного и глубокого овладения школьниками системы знаний, умений и навыков в процессе обучения, выяснение наиболее рациональных путей развития у них мышления, воображения, памяти, способностей, чувств. Большое значение приобретает изучение взаимоотношения обучения и психического развития ребенка.

Актуальной задачей педагогической психологии во время строительства коммунизма в нашей стране является задача изучения психологии формирования коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения, формирования у молодежи таких свойств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, честность, целеустремленность, коммунистическая сознательность.

На важность идейно-политического воспитания, формирования коммунистической убежденности, сознательности у широчайших масс народа на современном этапе развития советского общества указывалось на XXIV съезде КПСС. В Отчетном докладе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Л. И. Брежнев подчеркивал: «Морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций».

На основе положений педагогической психологии составляются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания того или иного общеобразовательного предмета. Без знания, психологических основ обучения и воспитания школьников, закономерностей их умственного развития под влиянием обучения нельзя быть уверенным в правильности выбранного метода обучения, воспитания, невозможно совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Так, осуществляемая сейчас перестройка обучения в общеобразовательной школе, и в частности в начальных классах, обосновывается прежде всего данными последних психологических исследований (исследования Л. В. Занкова, Д. Б. Гальперина, П. Я. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др.), свидетельствующих о том, что на основе объективного учета возрастных возможностей детей и нахождения наиболее оптимальных психологических условий обучения и воспитания можно значительно повысить качество знаний, умений и навыков школьников, повысить эффективность преподавания учебных предметов.

[1]2
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.