![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
9.6 Развитие памяти и представлений у детей
Первые признаки памяти наблюдаются уже у младенца. Сначала это проявляется в узнавании, затем в форме элементарных представлений об отсутствующих людях и предметах. Развитие памяти, ее становление и формирование тесно связано с развитием всей нервной системы и обусловлено особенностями обучения и воспитания. Постепенное овладение ходьбой значительно расширяет круг предметов, которые занимают ребенка. С развитием речи начинает интенсивно развиваться словесная и образная память. Так, уже к 3 годам" ребенок запоминает до 800—1000 слов. Наиболее хорошо развита у дошкольника наглядно-образная память. Дошкольник быстро запоминает все яркое, красочное, необычное, все то, что вызвало у него сильную эмоциональную реакцию. К концу дошкольного возраста уровень развития словесной памяти таков, что ребенок может легко и с большой точностью запоминать рассказы, стихи. К этому же периоду развиваются зачатки произвольной памяти. 'Участие в игре, сравнительно продолжительные занятия рисованием, лепкой, конструирование требуют постановки определенных целей, в соответствии с которыми дошкольник должен планомерно запомнить то, что связано с содержанием игры или занятия. В младшем школьном возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти — необходимо запомнить заданный материал (в определенном объеме) и точно воспроизвести его по требованию учителя. Интенсивное развитие в младшем школьном возрасте получает произвольное запоминание. Это связано с тем, что учитель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал не интересен для них. Необходимость запомнить тот или иной учебный материал требует значительных волевых усилий, что и ведет к развитию произвольной памяти. С первого дня обучения в школе ребенок должен многое заучить. Однако он еще не знает «техники» заучивания, не знает приемов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идет по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логической связи в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей преподавателя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приемами, схемами осмысленного заучивания. Исследования психологов по проблеме программированного обучения показали, что применение человеком определенной схемы, являющейся опорой для усвоения и использования воспринимаемого содержания, значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения (Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина, А. И. Раев, В. П. Беспалым и др.). В результате обучения в начальных классах, в связи с последующим усложнением учебного материала и определенным изменением содержания обучения в IV—VII классах, у ученика среднего школьного возраста интенсивно развивается словесно-логическая память. Школьники IV—VII классов прочно и осмысленно запоминают формулы, закономерности, обобщения, абстрактные понятия. В старшем школьном возрасте интенсивное развитие словесно-логической памяти продолжается. Старшеклассники активно используют приемы логического запоминания и воспроизведения. Процессы запоминания и воспроизведения у них опираются на суждения и умозаключения. Представления основываются на обобщении. Образы памяти тесно сочетаются с образами воображения, что обусловливается прежде всего содержанием учебного материала и учебного процесса в старших классах. Старшеклассники самостоятельно применяют рациональные приемы заучивания, предварительно составив и продумав план. Самостоятельно организуя процесс запоминания, учащиеся старших классов в начале составляют общее представление о содержании прочитанного, затем, прочитывая снова, осмысливают его полноту и точность, далее, перечитывая наиболее трудные места, мысленно вычленяют опорные пункты. Постепенно развивается самоконтроль. К концу обучения в школе память учащегося в общих чертах развивается до уровня памяти взрослого человека.
Вопросы и задания 1. Дайте определение памяти как познавательного психического процесса. Расскажите о физиологическом механизме памяти. 2. Чем обусловлена необходимость для художника как можно чаще рисовать по памяти и по представлению?
[1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |