7.2 Основные закономерности ощущений
У скульптора часто, напротив, тактильные
ощущения вызывают зрительные ощущения. Иногда скульптор не видит каких-либо
частей, деталей скульптуры, но, прикасаясь, дотрагиваясь руками до них в
процессе работы, он безошибочно вылепливает их, отлично представляя их себе
зрительно.
Некоторые явления синестезии прочно
закрепились в словесных выражениях, например: «холодный колорит», «мягкий
штрих», «кричащий цвет», «звонкая линия», «блестящий рисунок» и т. п.
Перечисленные выше пороги ощущений, чувствительности, адаптация, контраст,
взаимодействие ощущений, сенсибилизация и синестезия относятся к
закономерностям ощущений. Рассматривая закономерности ощущений, необходимо
особо выделить ответ на вопрос о том, было бы познание действительности более
глубоким при наличии у человека большего числа органов чувств? Психологи-идеалисты,
основываясь на том, что количество органов чувств у человека ограничено, а
различных явлений и предметов в окружающей действительности бесчисленное
множество, приходят к выводу о слабых возможностях познания человеком реального
мира. Материалисты, выступая против этого тезиса, считают, что имеющихся
органов чувств у человека вполне достаточно для глубокого познания реальности.
В. И. Ленин писал: «Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы он больше
вещей в мире? Нет». Далее В. И. Ленин подчеркнул, что это положение «важно
против агностицизма». Познание идет вглубь. Для успеха познания нужны не новые
органы чувств, еще не существующие у человека, а совершенствование уже
имеющихся в соединении с мышлением и практической деятельностью.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |