Учебник Психологии

7.2 Основные закономерности ощущений

У скульптора часто, напротив, тактильные ощущения вызывают зрительные ощущения. Иногда скульптор не видит каких-либо частей, деталей скульптуры, но, прикасаясь, дотрагиваясь руками до них в процессе работы, он безошибочно вылепливает их, отлично представ­ляя их себе зрительно.

Некоторые явления синестезии прочно закрепились в словесных выражениях, например: «холодный колорит», «мягкий штрих», «кри­чащий цвет», «звонкая линия», «блестящий рисунок» и т. п. Перечисленные выше пороги ощущений, чувствительности, адапта­ция, контраст, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и синесте­зия относятся к закономерностям ощущений. Рассматривая законо­мерности ощущений, необходимо особо выделить ответ на вопрос о том, было бы познание действительности более глубоким при на­личии у человека большего числа органов чувств? Психологи-идеа­листы, основываясь на том, что количество органов чувств у человека ограничено, а различных явлений и предметов в окружающей дейст­вительности бесчисленное множество, приходят к выводу о слабых возможностях познания человеком реального мира. Материалисты, выступая против этого тезиса, считают, что имеющихся органов чувств у человека вполне достаточно для глубокого познания реаль­ности. В. И. Ленин писал: «Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы он больше вещей в мире? Нет». Далее В. И. Ленин под­черкнул, что это положение «важно против агностицизма». Познание идет вглубь. Для успеха познания нужны не новые органы чувств, еще не существующие у человека, а совершенствование уже имеющихся в соединении с мышлением и практической деятель­ностью.

 

12[3]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.