7.4 Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность
Так, среди насыщенных
хроматических цветов ахроматические выделяются даже тогда, когда их светлота
равносильна светлоте остальных цветов. И наоборот, в окружении ахроматических
цветов более заметны хроматические.
Среди однородных
по тону цветов не трудно увидеть общий средний тон. А чем больше различия между
цветами одной цветовой группы, тем труднее определить ее общий тон.
Если какой-либо
цвет не соответствует изображаемым на картине условиям освещения,
пространственному расположению, то такой цвет резко вырывается, делается чуждым
всем остальным цветам, не вяжется с ними.
Существуют
сложные взаимоотношения между цветами в живописной композиции и ее общей
тональностью. Это проявляется в том, что если совокупность цветов живописного
произведения обусловливает ее общую тональность, то одновременно общая
тональность решающим образом влияет на восприятие каждого отдельного цвета
картины.
Из сказанного
следует, что необходимо четко различать понятие среднего (общего) тона и
понятие тональности. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается
их качественное изменение, проявляющееся в особой их звучности. И тот цвет,
который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым,
разрушает целостность живописного произведения.
Проанализировав,
что такое средний тон и тональность, следует рассмотреть, что такое колорит.
Примером яркого выражения колорита в живописном произведении могут служить
работы И. Е. Репина, писавшего, как правило, в теплом, золотисто-желто-красном
колорите, и работы В. И. Сурикова, писавшего, наоборот, в холод ном, голубовато-синем
колорите. В сером колорите написаны многие произведения В. А. Серова, К. А.
Коровина, М. А. Врубеля. Огненно-красным колоритом отличаются многие картины Ф.
А. Малявина.
После окончания
процесса зрительного ощущения замечаются явления, представляющие собой
следствие инертности возбуждений в коре головного мозга (в нервных центрах),
вызвавших данные ощущения. Под этими явлениями имеются в виду, прежде всего,
последовательные образы. Бывают положительные и отрицательные последовательные
образы.
После прекращения
действия раздражителя в глазу как бы остается
«след», или, как
иногда говорят, последействие раздражения что и
есть последовательный
образ. Если этот след саответствует по своим качествам (по светлоте, цветовому
тону) качествам ощущения, которое и дало этот след, то он называется
положительным последовательным образом. Для примера достаточно в темной комнате
на незначительное время зажечь электрическую лампочку и в течение этого времени
смотреть на нее, после выключения электрического света некоторое время можно
видеть яркий след лампы, который затем постепенно ослабевает. То есть
последовательный образ изменяется во времени. И если мы продолжим наблюдение
светового следа лампочки, то вскоре заметим вместо яркого следа на темном фоне
черное пятно на светлом фоне. Это и есть отрицательный последовательный образ.
Последовательный образ называется отрицательным, когда след зрительного
раздражения изменяется в обратных отношениях. Если внимательно смотреть на
негативное изображение (в черно-белых цветовых отношениях) в течение 30—40
секунд, а затем перевести свой взгляд на незаполненный изображением участок
листа бумаги и смотреть в одну точку или закрыть глаза, то можно увидеть
позитивное изображение этого же портрета, другими словами, последовательный
отрицательный образ.
В повседневной
жизни последовательные образы не замечаются. Это объясняется непрерывным
движением глаз, в результате чего не происходит сильного утомления каких-либо
участков сетчатки.
Рассматривая
особенности ощущения цвета, следует особо указать на физиологическое
воздействие цвета на человека. Знание закономерностей воздействия цвета на
человеческий организм очень важно в творчестве художника.
Действие цветов
обусловливается как их непосредственным физиологическим влиянием на организм
человека, так и ассоциациями, которые вызывает тот или иной цвет на основе всей
предшествующей практики человека.
|
 |
 |