Учебник Психологии

Глава 1 Предмет, задачи и методы психологии

Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей, Чувства и воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности, проявляются как психические состояния, (угнетенность, подавленность, радость, подъем, настойчивость, упорство, сосредоточенность и т. д.).

Занимаясь той или иной деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями, умениями и навыками, у него формируются привычки.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания, умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.

Направленность личности, включая в себя интересы, склонности, потребности, мотивы деятельности, идеалы, характеризует уровень развития личности, ее активность. Главное, решающее в направленности личности — ее мировоззрение, т. е. система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений. Темперамент — это система наиболее характерных, устойчивых черт личности, отражающих особенности ее психической деятельности и определяющих поведение личности.

Сформировавшаяся в процессе жизни человека и выражающая собой индивидуальное сочетание существенных сторон личности система определенных отношений к действительности называется характером.

Способности — это такие свойства личности, которые являются необходимыми условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Рассмотренные стороны психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

 

12[3]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.