Глава 1 Предмет, задачи и методы психологии
Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать
препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей, Чувства и
воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности,
проявляются как психические состояния, (угнетенность, подавленность, радость,
подъем, настойчивость, упорство, сосредоточенность и т. д.).
Занимаясь той или иной
деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями,
умениями и навыками, у него формируются привычки.
Различные психические
процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания,
умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик
личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических
свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.
Направленность личности,
включая в себя интересы, склонности, потребности, мотивы деятельности, идеалы,
характеризует уровень развития личности, ее активность. Главное, решающее в
направленности личности — ее мировоззрение, т. е. система взглядов на развитие
общества, природы, сознания, убеждений. Темперамент — это система наиболее
характерных, устойчивых черт личности, отражающих особенности ее психической
деятельности и определяющих поведение личности.
Сформировавшаяся в процессе
жизни человека и выражающая собой индивидуальное сочетание существенных сторон
личности система определенных отношений к действительности называется
характером.
Способности — это такие
свойства личности, которые являются необходимыми условиями успешного выполнения
определенной деятельности.
Рассмотренные стороны
психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга,
достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают
друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства
личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |